Узбекистан и Афганистан подписали соглашение о расширении железной дороги, соединяющей две страны, в результате чего Узбекистан может получить прямой доступ к морским портам. Как сообщает Radio Free Europe в материале Uzbekistan, Seeking Sea Access, Signs Railway Deal With Afghanistan, в 2011 году узбекская государственная железнодорожная компания Ozbekiston Temir Yollari построила короткую железнодорожную линию между Хайратоном, городом на узбекско-афганской границе, и Мазари-Шарифом, крупным городом на севере Афганистана.
С тех пор Ташкент выражает заинтересованность в расширении этой линии на Герат, еще один афганский город на северо-западе, открывающий доступ в Иран. Еще одно звено, которое уже строится, свяжет Герат с Ираном, что в конечном счете позволит Узбекистану отправлять грузы в иранские порты Персидского залива.
Как сообщили в пресс-службе президента Узбекистана Шавката Мирзиеева, он и президент Афганистана Ашраф Гани подписали соглашение о строительстве железной дороги Мазари-Шариф-Герат.
Гани заявил, что соглашение дает надежду на усиление экономических связей между двумя соседними странами: ”Афганистан хочет стать надежным торговым и экономическим партнером Узбекистана, расширять взаимовыгодные контакты и создавать новые совместные предприятия”.
В заявлении кабинета Мирзиеева нет подробных сведений о стоимости или источнике финансирования проекта железной дороги. Изначальная короткая железная дорога почти полностью финансировалась Азиатским банком развития, который также финансировал исследования для проекта расширения.
Мирзиеев и Гани подписали 20 других документов, в том числе соглашение о строительстве новой линии электропередачи, о поставках в Афганистан сельскохозяйственной продукции, медикаментов и других товаров из Узбекистана, а также договорились о мерах по обеспечению безопасности Хайратонского моста, соединяющего две страны.